Глухарь 2

Глухарь — самая крупная птица из семейства те­теревиных. Вес взрослого самца составляет около 4 кг, длина тела до 1 м, а то и более. Вес самки при­мерно 2 кг. Обычный окрас верха и боков тела сам­ца — серо-сизый, с мелкой темной струйчатостью, зоб черный, с зеленым металлическим блеском. Брюшко темное, с крупными белыми пестринами или полно­стью белое. Рулевые перья черные, с белыми пятна­ми у основания, маховые — буровато-коричневые. Ок­раска самца может меняться в зависимости от реги­она его местожительства. Цевка оперена, пальцы го­лые, хвост округленный. Большой клюв желтовато-рогового цвета. Над глазами у самца по голому крас­ному пятну.

Глухарь — оседлая птица. Большая часть особей не покидает участок обитания в радиусе 10 км. Только поздней осенью глухарь мигрирует из лиственных ле­сов в сосняки. Весной отправляется обратно.

Зимой глухари, как мы уже выяснили, держатся в вы­сокоствольных сосновых лесах с густым подростом, пету­хи чаше всего отдельно от самок. Пока снег еще неглу­бокий, они ночуют на ветках, где кормятся хвоей. Иногда их можно встретить кормящимися на земле. Когда выпа­дет глубокий снег и настанет время сильных морозов, глухари ночуют в снегу. Они бросаются с деревьев в снег, чтобы не оставлять следов, или, опустившись в снег и сделав несколько шагов, зарываются, разрывая снег грудью. В северных районах в сильные морозы и вьюги глухари проводят под снегом до четырех суток. В сентябре—ноябре глухари кормятся два раза в день, а в январе—феврале только один раз в день, сокращая свое пребывание на деревьях до полутора часов. Под де­ревьями, где кормятся глухари, можно найти много сухо­го желтовато-зеленого помета из полупереваренной хвои. Верхушки сосен общипанные и поредевшие.

По теплым зимним утрам и вечерам глухари выле­тают на опушки и просеки. Самцы чаще сидят откры­то, а самки прячутся внутри кроны. Зимой глухари верны одной и той же поляне, и на ней можно найти лунки, где глухари отдыхают. При неглубоком снеге птицы питаются на овсяных жнивьях и на не засыпан­ных снегом брусничниках. Можно в этих местах найти целые дорожки глухариных следов. Позднее, когда брусничник уже засыпан снегом, глухари переходят на можжевеловые кусты. Можжевеловые ягоды — самая любимая глухариная пища. В летнее время питается он еще в дополнение к зеленому корму и насекомыми.

Ранней весной, спускаясь на снег, глухари оставля­ют на нем, на месте тока, следы более мелких шагов и распущенных, волочащихся крыльев. «Глухарь чер­тит», — говорят охотники. Эти следы на земле — первый признак наступающей весны и проявления половой ак­тивности у самцов.

Глухарка гнездо устраивает невдалеке от токовища и в нем откладывает до 16 яиц.

Яйца желтоватого цвета, со светло-бурыми пятныш­ками, собранными более густо на остром конце.

Срок высиживания длится 25-28 дней.

Через два-три часа после появления на свет птенцы могут уже бегать и уходить от гнезда. К десятому дню жизни они уже взлетают на деревья метра на три. Вы­водок держится с мамой до конца августа — начала сентября. Глухарь — крепкая на перо птица, стрелять ее поэтому надо крупной дробью. На расстоянии 35-40 м применяется дробь № 1 или № 0.

Некоторые охотники используют небольшую кар­течь.

ОХОТА НА ГЛУХАРЯ С ПОДХОДА

Для городских детей весна начинается с рисунков мелом на асфальте. Для охотника весна начинается с глухариных рисунков на снегу.

Глухари токуют в самых разных участках леса, в за­висимости от района обитания, — на моховых болотах, поросших кривыми сосенками, в высокоствольном со­сняке, по гривам, в смешанном лесу, где среди елей растут высокие дуплистые осины.

Площадь токовища различна — от одного до сотни гектаров, что связано с количеством токующих петухов. Токуют глухари в одном и том же месте, иногда сме­щая ток на незначительное расстояние.

Время весенних токов разделяют на три периода. Первый — когда петухи поют до вылета глухарок на ток. Второй — когда петухи поют в полную силу в при­сутствии глухарок. И третий — старые птицы поют ме­нее азартно, глухарки не появляются на току, и начи­нают петь молодые, прошлогодние глухари.

Токовище надо искать в марте—апреле по снегу, под­мечая, где глухарь «начертил» крылом. Если токуют не­сколько птиц, они утаптывают небольшую площадку. Одну или несколько площадок. Когда токующий глу­харь ходит по ветке, он разбрасывает в разные стороны помет. Это тоже хороший признак токовища. Глухари­ный помет состоит из остатков его пищи: непереварен­ных веточек хвои, травы, можжевеловых ягод и т. д.

Разгар глухариного тока приходится на конец апре­ля — начало мая. Общая продолжительность около восьми недель. Окончание токов совпадает со време­нем, когда распускаются листья на березе и хвоя на лиственнице. Как раз в это время у берез пропадает березовый сок. Почему у меня глухариный ток совпа­дает в памяти с березовым соком?

В первый период токования глухари начинают петь поздно, с восходом солнца. Чем дальше, тем ток начи­нается раньше. Чем ближе к концу весны, тем короче продолжительность тока.
Глухари прилетают на ток с вечера, часов с восьми. Место тока можно определить по особому шуму крыль­ев садящегося глухаря. В разгар тока глухари немного потокуют и успокаиваются до утра. Начинают они свою песню еще до восхода солнца. Если глухарей не беспо­коить, они токуют не только на деревьях, но и на земле.

Во время песни глухарь ходит по горизонтальному суку дерева, вытягивает шею, распускает хвост и кры­лья, с полузакрытыми глазами закидывает голову и трясет бородой. Песня начинается со щелканья, раз­дутая шея и горло намного усиливают звук.

Сначала глухарь щелкает с некоторыми паузами, но потом щелканье ускоряется и переходит во второе ко­лено песни, длящееся всего три секунды. Глухарь изда­ет шипящий звук, немного напоминающий точку косы.

Вообще-то песня глухаря состоит из последователь­ных колен; из бормотания, стрекотания, «откупорива­ния» и точения.

Глухарь подозрителен. Он иногда останавливается, прислушивается и, если его никто не беспокоит, еще азартнее продолжает токовать. Глухарь токует обычно головой «на восход».
Как только рассветет, глухари начинают токовать и выяснять отношения на земле: бьют друг друга крыльями и вырывают один у другого перья. Подпры­гивают и взлетают над землей с окончанием последне­го колена песни.

Во время второго колена своей песни глухарь пере­стает слышать. Почему? У него на заднем изгибе на­ружного слухового прохода имеется особая лопасть, снабженная кровеносными сосудами, при возбуждении она набухает, и глухарь «глохнет». Отсюда и пошло и его название. Зато в это время глухарь хорошо видит.

Сам ток происходит следующим образом. Глухарки в первый период на ток не прилетают. А прилетев, усажи­ваются на деревья и начинают «обсуждать» дерущихся мужиков птичьего царства. Квохчут, переминаются с но­ги на ногу, а потом, спустившись на землю, допускают до себя «мальчиков». Иногда спаривание происходит на де­реве. Некоторые самки, не желая заниматься интимными делами при всех, уводят женихов за пределы тока. В этом случае глухарь перестает токовать и улетает вслед за да­мой своего сердца. В центре тока обычно токует «стар­ший» самец, ближе к краям — женихи рангом ниже. По­сле того как глухарки отложат яйца, они перестают появ­ляться на току, и ток прекращается. Некоторые глухарки скрещиваются с тетеревами. Песни гибридов не похожи ни на песню глухаря, ни на песню тетерева. Они хрипят, как вальдшнепы, и на токах разгоняют «чистокровных» птиц.

Кроме токующих глухарей, рядом с током сидят глу­хари, которые молча наблюдают за происходящим. Та­ких глухарей охотники называют «молчунами» и недо­любливают их за то, что заметить их сложно, а взлетев, они распугивают весь ток. Это, скорее всего, глухари прошлого выводка. Они пытаются подражать опытным самцам. Правда, получается у них это плохо. Песня с перерывами, и второе колено гораздо короче, чем у «бывалых». Они могут подраться со старшими и уже умеют и могут размножаться. Чтобы отличить молодо­го глухаря от старого, достаточно посмотреть на его клюв. У старых глухарей (старше трех лет) клюв не гнется. У самцов от года до двух лет клюв сгибает­ся, хотя и нелегко, при этом слышен легкий треск. У бо­лее молодых глухарей клюв сгибается легко.

На току начинают «воображать» сначала трехлет­ние глухари и те, что постарше, за ними — двухлетние и, наконец, глухари, которым исполнился год. Если от­стреляны старые глухари, ток начинают двухлетние, и он начинается гораздо позднее.

Некоторые молодые глухари иногда и не прилетают. Не созрели.

Охоту на глухаря хорошо начинать, когда уже со­шел снег. По снегу трудно, ведь он под ногами преда­тельски скрипит.

Можно перед охотой подслушать и подсмотреть, где глухарь кормится. Питаются они недалеко от тока. Ес­ли на ток прилетел один глухарь, а за ним другой, зна­чит, ток будет хорошим. Это можно подслушать вече­ром, присев недалеко за деревом. Хлопанье крыльев вам все расскажет. Вечером, как только сядет солнце, ток начинается. Но вечерний ток недолгий, да и трудно выцеливать птицу в темноте, не видно, куда ставишь ногу, когда подбираешься. Самая лучшая охота — ут­ром. Первого, начинающего ток петуха, стрелять нель­зя. Можно расстроить весь ток.
В средней полосе, по утверждению некоторых охот­ников, глухари во второй половине марта начинают петь после четырех часов утра. В первой половине ап­реля — уже около четырех часов утра. Чем раньше све­тает, тем раньше начинается ток. Во второй половине апреля глухари начинают токовать сразу после двух часов, в начале мая — раньше двух часов, а в середине мая — в час ночи. Охотники, переночевав у костра, на ток выходят еще до рассвета. Не дойдя до тока некото­рое расстояние, они ждут первого пения. Ни о каких раз­говорах, курении, чихании и кашле не может быть и ре­чи. При охоте на глухаря желательно иметь бинокль.

Сначала слышится щелканье. Необходимо осторож­но начать продвигаться к месту, где сидит птица. Как только раздастся «точение», с этого момента двигаться можно только «под песню». Началось «точение» — тут можно «дуть» через лес сломя голову. Но лучше это де­лать осторожно, потому что, как я уже говорил, есть «молчуны», и они моментально улетят и вспугнут всех остальных. Свой шаг во время «точения» надо рассчи­тывать так, чтобы остановиться до окончания «точе­ния» в удобном для вас положении.

Чем охотник ближе к глухарю, тем его шаг должен быть осторожнее. Представьте теперь, как бьется у охотника сердце. Толчки сердца, удары пульса слыш­ны через раскрытый рот. Кажется, все это слышно всем, и потому еще тревожнее на душе. Вот такая ин­тересная и захватывающая охота!

Стрелять тоже следует только «под песню». Глухарь не боится пламени из ствола ружья, если, конечно, его не обсыпало дробью. При промахе можно стрелять два, а в редких случаях — и три раза. Лучший выст­рел — в бок. Раненый в крыло глухарь не улетит дале­ко. Хуже стрелять в грудь и совсем плохо — в хвост и брюхо. Часто за глухаря можно принять скопление веток, трутовики, выступ дерева. Если есть сомнение, с выстрелом надо повременить до рассвета.

В темноте большой глухарь кажется маленьким. Когда начнет рассветать, подходить к глухарю надо с большей осторожностью, прячась за кусты и деревья. Быстрота подхода к глухарю зависит от местности: за­болоченности, растительности, поваленных деревьев, но не меньше — от опыта охотника. Молодым охотникам можно посоветовать делать два больших шага, но прежде посмотреть, куда ступать. Времени для этого предостаточно — пока щелкает глухарь.

Во время «точения» ногу ставьте надежно, чтобы по­том под ней не хрустнула ветка или не булькнула вода.

Если на току токуют несколько глухарей и к тому же позволяет ситуация, лучше стрелять крайнего пе­туха под песню его соседа. Потом можно заняться и соседом.

Есть глухари, которые, пропев некоторое время, ме­няют дерево. По таким птицам лучше не охотиться. Же­лательно выбрать другого петуха, не такого «ветреного».

Как я уже говорил, молчуны могут выдать прибли­жающегося охотника.

Кроме них, «медвежью услугу» могут оказать вам и глухарки. Завидев охотников, они позабудут о своих желаниях и улетят в лес, подняв за собой и остальных птиц.

Тут надо вспомнить, что глухарки не прилетают в первый период весеннего тока и, естественно, когда сядут на яйца. (Лучше всего перед охотой «опросить» всех «знакомых» глухарок, сели они на яйца или еще нет.) Итог сказанному такой — удачная охота в начале весеннего тока и в конце его.

Самое лучшее время — тихие, безветренные и срав­нительно теплые дни. Правда, во время лесного шума подойти к глухарю немного легче. Небольшой дождь, облачность не помеха току. Даже слабый морозец по­рой только улучшает его.

ОХОТА НА ГЛУХАРЯ НА ПЕРЕЛЕТАХ

Эта охота возможна только при четком определении трассы, по которой птицы перелетают с возвышеннос­тей в долины для кормления на деревьях. Трасса пере­летов определяется по тому, как часто встречаются пе­тухи на определенной полосе участков леса. Охота ведется вечером. Наблюдения показывают, что в неко­торых районах петухи садятся на одни и те же, чаще всего отдельно стоящие деревья. Некоторые охотники охотятся «в засидку» у основания таких деревьев. По­могают и нагонщики, вспугивающие птиц на соседних участках. Это, разумеется, повышает успех охоты.

Может вас заинтересует это на сайте BARONUS.RU:

Случайные Патроны — не случайные промахи.
Ружье охотничье одноствольное с перезарядкой цевье...
Охотничий карабин КО-44
Охота на фазана - тонкости охоты!
GOOGLE.RU
Архивы