Система охлаждения двигателя ВАЗ-21083

Система охлаждения двигателя предназначена для поддержания постоянной рабочей температуры его компонентов в пределах температур от 85 до 105 градусов в зависимости от условий работы. Надёжность, безотказность и экономичность работы вашего двигателя в большой степени зависят именно от нормальной работы системы охлаждения.
Когда вы будете проверять радиатор охлаждения, обратите внимание на его равномерный прогрев. В случае, если прогревается только верхняя его часть, а нижняя, вместе со шлангом обратки остается холодной, налицо загрязнение радиатора накипью либо частичками окалины и ржавчины. Для того, чтобы двигатель работал без перебоев, необходимо постоянное поддержание оптимальной температуры. Если охлаждающая жидкость в системе охлаждения вашего автомобиля перегревается, либо слишком холодная, или её уровень постоянно снижается, либо вы слышите посторонний шум со стороны попмпы (насоса) охлаждения двигателя — то можно однозначно сделать вывод, что настал момент ремонта системы охлаждения.
Перед каждой длительной поездкой, вам необходимо обязательно проверять уровень охлаждающей жидкости. В случае, если уровень жидкости находится ниже минимальной отметки на расширительном бачке (в остывшем состоянии), необходимо долить нужное количество жидкости, примерно до уровня межу максимальной и минимальной отметками. Если вы владелец современного автомобиля, то скорее всего пониженный уровень охлаждающей жидкости так же будет отображаться на приборной панели вашего авто в виде сигнальной лампы, но полагаться на эту лампочку не стоит.
Когда вы будете заливать охлаждающую жидкость, не забудьте открыть краник контроля уровня жидкости, открутить крышку горловины радиатора. Также помните, что крышку расширительного бачка и горловины радиатора сначала откручиваем на один оборот, стравливая таким образом давление и только после этого открываем их полностью. На горячую старайтесь совсем не открывать крышки в виду того, что можно получить Ожоги.
Если же вы собрались слить охлаждающую жидкость перед ремонтом, то будет необходимо открыть сливные краны на радиаторе либо отвернуть пробку, отвернуть пробку на рубашке охлаждения двигателя. Более подробную инструкцию по замене охлаждающей жидкости лучше всего прочитать в иснтрукции по эксплуатации и ремонту вашего автомобиля.
Чтобы проверить состояние вашей системы охлаждения, необходимо для начала убедиться в её тепловом балансе и герметичности. В герметичности системы можно убедиться, проверяя уровень жидкости как на холодном, так и на горячем двигателе, отсутствие визуальных признаков протечки, а также понаблюдав за быстротой убывания охлаждающей жидкости в процессе езды на автомобиле. Можно перед парковкой на место стоянки растелить сухие газеты под отсек двигателя. (в сухую погоду) Перед отъездом будет видно где и что пробежало. (так же можно обнаружить и утечку масла) Если ваш автомобиль оборудован кондиционером — на газете могут остаться следы конденсата. (конденсат обычно бесцветен в отличие от охлаждающей жидкости.)
Тепловой баланс системы можно вычислить по показаниям датчика температуры: время прогрева двигателя до рабочей температуры, а так же его температура при непосредственной эксплуатации автомобиля. (на большинстве современных автомобилей отсутствует даже цифровой индикатор температуры на панели приборов)
Для лучшей регулировки температуры жидкости и оптимального прогрева, в автомобиле установлено устройство, называемое термостатом. Его работоспособность можно протестировать как сняв его с системы охлаждения двигателя, так и не снимая. Явным признаком неисправного термостата будет долгий прогрев двигателя автомобиля до рабочей температуры, а так же его быстрый перегрев.
Если вы проверяете термостат без снятия с двигателя автомобиля, то холодный  двигатель необходимо запустить и прогревать его до рабочей температуры. При запуске холодного двигателя — охлаждающая жидкость должна циркулировать по малому кругу — на большой радиатор поступать горячая охлаждающая жидкость не должна. При длительном прогреве и выходе на рабочую температуру — патрубок ведущий от термостата до большого радиатора должен стать горячим — это означает, что малый круг разомкнулся, термостат открылся и охлаждающая жидкость пошла по большему кругу.Если патрубок и радиатор холодные или чуть теплые, это говорит о неисправном термостате и его заклинивании.
Если же вы решили снять термостат, то для его проверки необходимо положить термостат в кастрюлю или ведро с водой и постепенно нагреть воду до кипения. При исправном термостате, его клапан должен открыться примерно после 85 градусов. (различные термостаты расчитаны на разную температуру) Важно знать, что как только вода закипела — термостат должен был открыться, если этого не произошло — термостат можно нести на свалку. Ремонту термостат как таковое не подлежит.

Вообще самыми распространенными причинами неисправностей системы охлаждения являются поврежденные шланги, либо их соединения, подтекающий сальник водяной помпы, испорченные и не герметичные прокладки. При недостаточном охлаждении двигателя, стоит проверить ремень вентилятора и сам вентилятор охлаждения, водяную помпу, накипь или загрязнение каналов радиатора. (накипи в радиаторе может и не быть, а вот горчицу или герметика в радиатор предыдущий владелец мог насыпать…)

Проверить резиновые шланги на наличие трещин, можно путём их сжатия и перегиба. Если шланги системы охлаждения слишком твердые и не эластичные — их меняют. Так же стоит проверить надёжность затянутых хомутов и прокладку крышки расширительного бачка.

Когда вы будете проверять радиатор охлаждения, обратите внимание на его равномерный прогрев. В случае, если прогревается только верхняя его часть, а нижняя, вместе со шлангом обратки остается холодной, налицо загрязнение радиатора накипью либо частичками окалины и ржавчины.

Если охлаждающая жидкость куда-то утекает, и при этом вы подозреваете течь в радиаторе, его можно проверить, не снимая с автомобиля. Для этого необходимо заполнить радиатор жидкостью, заглушить все патрубки, оставив только один и подать в него давление воздуха примерно в 1кг/см2. Место утечки даст о себе знать тонкой струйкой воды. Так же нередкими причинами выхода из строя радиатора системы охлаждения, являются его механические повреждения — вмятинки, трещины в местах пайки, повреждения охлаждающих элементов и пр.

Поврежденные пластины или трубки радиатора исправляют путем пайки. Если устранить неисправность путем пайки всё же не удается, в таком случае поврежденную трубку «глушат» — запаивают её верхний и нижний край. Помните, что на один радиатор разрешается заглушать не более трех трубок. Если повреждения трубок более обширны — необходимо в обязательном порядке заменить радиатор системы охлаждения целиком. Так же в последнее время автомобили стали оснащать вариантами радиаторов с центральной частью из алюминиевых сплавов и бочками из пластмассы. Радиатор такого типа отремонтировать невозможно — его сразу меняют целиком.

Если при рогреве двигателя автомобиль вскипает — это либо термостат, либо не работает помпа, либо воздушная пробка.

Помпу можно проверить: отсоединяете патрубок после помпы, снимаете ВВ провода и делаете пару оборотов коленчатого вала, если охлаждающая жидкость не плеснула фонтаном — значит помпа не работает.

Наличие воздушной пробки в малом круге обычно выдает холодный воздух от печки прогретого автомобиля.

Может вас заинтересует это на сайте BARONUS.RU:

Тосол, антифриз и вода–стоит ли мешать?
GOOGLE.RU