Правила ухода за аккумуляторной батареей автомобиля

Залог уверенного пуска двигателя в холодную зимнюю погоду на прямую зависит от исправного и хорошо заряженного автомобильного аккумулятора, а так же от жидкого зимнего масла, исправного автомобиля. Но эта статья не о «правильном» масле и не сервисном обслуживании автомобиля, а об аккумуляторной батарее.

В стать «Советы владельцам «железных коней» мы уже не много затрагивали тему выбора аккумулятора для автомобиля. В данной статье хотелось бы не много подробнее рассказать о том как правильно эксплуатировать аккумуляторную батарею, как обслуживать, как диагностировать и выявлять не исправную АКБ.

Прежде всего стоит начать с инструкции по эксплуатации любого автомобильного аккумулятора:

Конечно же после покупки нового АКБ стоит ознакомиться с инструкцией по эксплуатации, приложенной к ней. Выполняя приведенные ниже рекомендации по эксплуатации, автомобилист многие годы не будет иметь проблем с аккумулятором.

1. Соблюдайте меры безопасности:

  • Выделяющаяся при заряде батареи смесь водорода с кислородом ВЗРЫВООПАСНА. Поэтому КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ курить вблизи батареи, пользоваться открытым огнём, допускать образование искры, в том числе замыкать полюсные выводы аккумулятора.
  • Не наклоняйте батарею более чем на 45° во избежание вытекания электролита.
  • Электролит – это очень агрессивная жидкость (кислота). При попадании его на незащищённые участки тела немедленно обильно промойте их водой, а затем 5% раствором соды и аммиака. При необходимости обратитесь за медицинской помощью.
  • Присоединение и отсоединение батареи от бортовой сети автомобиля должно производиться при отключённых потребителях. Вначале присоединяется положительный вывод, затем — отрицательный; отсоединение производится в обратном порядке.
  • Батарея должна быть надёжно закреплена в штатном гнезде автомобиля, соединительные клеммы плотно зажаты на полюсных выводах, а сами провода не должны быть натянуты.

2. Подготовка к работе:

  • Залитая электролитом и заряженная аккумуляторная батарея готова к работе.
  • Перед установкой батареи на автомобиль рекомендуется батарею подзарядить.
  • Заряд рекомендуется проводить при постоянном токе, равном 1/10 ёмкости батареи (если АКБ 55-ка – значит зарядный ток должен быть не более 5,5А). Электролит не должен сильно «кипеть» в банках. Зарядка аккумулятора считается законченной через 2 часа после достижении напряжения на аккумуляторной батарее, без нагрузки, равного 16,0 В. При этом ток зарядки падает до ноля ампер (0А).

3. Подготовка к работе сухозаряженной АКБ.

  • Для заливки сухозаряженного аккумулятора применяется кислотный аккумуляторный электролит. Рекомендуемая плотность электролита — 1,28 г/см3. ВНИМАНИЕ! Использование электролита большей плотности приводит к быстрому выходу АКБ из строя!
  • Сухозаряженную батарею залить электролитом плотностью 1,28 г/см3 до отметки MAX на моноблоке (на 15 мм выше края пластин). Температура электролита и аккумулятора должна быть не меньше 18С0.
  • Через 40 минут после заливки АКБ нужно несколько раз слегка наклонить (для выхода воздуха). При необходимости долить электролит до метки. При повышении температуры более 20 °С необходимо дать время для остывания батареи.
  • Проверить плотность электролита в аккумуляторе. Если плотность понизилась не более чем на 0,03 г/см3, то батарея готова к эксплуатации; если плотность понизилась более чем на 0,03 г/см3, то батарею следует зарядить до достижения требуемой плотности.  Меряют плотность электролита специальным Ареометром электролита аккумулятора. Стоит он не дорого – рублей 50-100. (Измерить плотность электролита элементарно – следуйте инструкции по эксплуатации к ареометру…)

Ареометр — прибор для измерения плотности жидкостей, принцип работы которого основан на Законе Архимеда. Считается, что ареометр изобрела Гипатия.

4. Эксплуатация АКБ:

  • АКБ следует содержать в чистоте.
  • Один раз в 3-и месяца проверьте надёжность закрепления АКБ в штатном гнезде автомобиля.
  • Не допускайте загрязнения поверхности аккумуляторной батареи. При необходимости протрите поверхность батареи влажной тряпкой.
  • Полюсные выводы и клеммы должны быть чистыми. Рекомендуется после очистки и закрепления клемм смазать их техническим вазелином или другой густой нейтральной смазкой. (клеммы не будут окислять – всегда будет надежный контакт)
  • Пуск двигателя производите короткими (5-10 секунд) включениями стартера. В зимнее время выключайте сцепление на автомобилях с МКПП. Перерывы между попытками пуска двигателя должны составлять не менее 1 минуты. Если после 3-4 попыток двигатель не запускается, проверьте исправность системы зажигания и питания топливом двигателя. (не стоит заливать свечи зажигания)
  • При эксплуатации автомобилей и других транспортных средств уровень зарядного напряжения должен соответствовать требованиям инструкции на транспортное средство и находиться в пределах 13,9 — 14,4 Вольт независимо от режима работы двигателей и включённых потребителей. НЕ ДОПУСКАЕТСЯ эксплуатация батарей как в режиме НЕДОЗАРЯДА, т.е. при напряжении ниже 13,9 Вольт, так и в режиме ПЕРЕЗАРЯДА, т.е. при напряжении выше 14,4 Вольт. Поэтому не реже одного раза в 2 месяца проверяйте уровень зарядного напряжения. В случае, если зарядное напряжение отличается от вышеуказанного, необходимо обратиться в автосервис для приведение его до заданного уровня.
  • Аккумулятор автомобиля следует поддерживать в заряженном состоянии. Не реже одного раза в три месяца, а также в случае ненадёжного пуска двигателя, необходимо проверять степень заряженности по равновесному напряжению разомкнутой цепи (НРЦ) для аккумуляторов.
  • Измерение равновесного НРЦ необходимо производить не ранее чем через 8 часов после выключения двигателя. У полностью заряженной батареи величина НРЦ составляет 12,7 — 12,9 Вольт при температуре 20 -25 °С.
  • Измерение НРЦ производить в помощью высокоомного вольтметра класса точности не ниже 1,0. После измерения НРЦ батареи следует установить степень её заряженности по таблице с учётом температуры окружающей среды.

Степень заряженности АКБ

Степень разряженности АКБ

Плотность электролита
Г/cм3 (**)

Напряжение на аккумуляторной батарее В (***)

100% 0% 1,28 12,7
80% 20% 1,245 12,5
60% 40% 1,21 12,3
40% 60% 1,175 12,1
20% 80% 1,14 11,9
0% 100% 1,10 11,7

* — указанные зависимости справедливы при температуре 20-25 С0

** — плотность во всех ячейках должна быть равномерной и отличаться не более +-0,02-0,03 г/см3

*** — Напряжение необходимо определять высокоомным вольтметром . Способ определение степени заряженности по напряжению справедлив только для аккумуляторов находившихся в стационарном состоянии не менее 8 часов.

  • Батарею, степень заряженности которой ниже 75% зимой и 50% летом, следует снять с машины и зарядить.
  • В случае, если по какой-либо причине произошёл глубокий разряд батареи, её необходимо незамедлительно полностью зарядить. Недопустимо оставлять батарею в состоянии глубокого разряда. Это приводит к существенному снижению её ёмкости, а при отрицательных температурах к замерзанию электролита и разрушению корпуса батареи.
  • НЕДОПУСТИМА длительная (более 1 месяца) эксплуатация батареи в условиях перезаряда, т.е. при зарядном напряжении выше 14,4 В, так как это приводит в разложению всего запаса электролита и, как следствие, может привести к взрыву гремучей смеси и разрушению батареи.


Аккумуляторные батареи автомобилей имею свойство взрываться:

Аккумуляторные батареи, применяемые на автомобильной технике имеют неприятную особенность: в процессе заряда на его заключительной стадии в батарее начинается электролитическое разложение воды, которая содержится в электролите. При этом выделяются газы: водород и кислород. Водород и большая часть кислорода выходят из электролита на поверхность, создавая видимость его кипения и скапливаются под крышками в каждой ячейке АКБ. Эта смесь газов выходит наружу через вентиляционные отверстия (если они, конечно не забиты грязью и нет других препятствий). Соотношение кислорода и водорода таково, что представляет собой взрывоопасную смесь, которая при наличии искры от неисправной электропроводки или открытого огня сигареты, моментально взрывается. Сила взрыва и его последствия зависят от количества газа, копившегося к данному моменту. Например, при повышенном значении зарядного напряжения от генератора более 14,5 Вольта или при низком уровне электролита в АКБ, увеличивается интенсивность образования газа внутри аккумуляторной батареи и, следовательно, его выделение.

Можно сделать вывод, что нарушение техники безопасности, неисправность элекро-оборудования автомобиля и отсутствие контроля над аккумуляторной батареей служат причинами взрыва АКБ с разрушением корпуса батареи.


Длительное хранение автомобильных аккумуляторов:

Сухозаряженные батареи можно хранить в любом не отапливаемом помещении с соблюдением следующих условий:

· отсутствие попадания прямых солнечных лучей и яркого света на корпус АКБ

· пробки должны быть плотно завернуты, а герметизирующие выступы или заглушки не должны иметь повреждений, чтобы исключить попадание влаги внутрь АКБ

Перед началом хранения залитых АКБ необходимо убедиться в степени заряженности АКБ, измерив плотность электролита (для обслуживаемых батарей), она должна быть не ниже 1,26 г/см3, или напряжение на полюсных выводах аккумулятора (для необслуживаемых АКБ), которое должно составлять не менее 12,6 Вольт. Если эти показатели ниже, нужно произвести зарядку аккумуляторной батареи. Контролировать эти параметры необходимо не реже одного раза в два месяца. При продолжительной стоянке автомобиля с батареей на борту следует отключить ее от «минусового» провода. Контролировать уровень зарядки АКБ необходимо не реже одного раза в три недели.


Европейская система маркировки аккумуляторов автомобилей:

Обозначение ETN было разработано европейским союзом производителей аккумуляторных батарей как вспомогательное средство для идентификации аккумуляторов. Целью разработки было помощь производителям и потребителям для однозначного опознования аккумуляторной батареи.

Номер ETN — это система из 9 цифр, разделенных на три группы. Каждая группа состоит из 3 цифр.

Например аккумулятор имеет номер EN

555 065 042

Первые три цифры — группа A (555)
Следующие три цифры — группа B (065)
Последние 3 цифры — группа С (042)

Группа A. Напряжение и номинальная емкость

Cтруктура группы А

· Для 6 -вольтовых батарей 3 цифры данной группы представляют номинальную емкость.

001-499 -> Ач…499 Ач

· Для 12-вольтовых батарей номинальную емкость можно получить вычитая из 3-xзначного числа 500 12-вольтовые аккумуляторы вследствие этого имеют на первом месте цифру
5 (емкость от 5 до 99 Ач)
6 (емкость от 100 до 199 Ач) или
7 (емкость больше чем 200 Ач)

501…799 -> 1 Ач…299 Ач

Группа В. Идентификационный номер определяющий габариты, полярность, тип крепления за днище и т.д.

Структура группы В.

Физические характеристики такие как

· габариты корпуса

· полярность (расположение токовыводящих клемм)

· тип крышки

· тип крепления за днище, наличие ручек

· система газоотвода

специфические электрические показатели

· ток разряда

другие характеристики

· вибропрочность

· устойчивость к циклам заряда-разряда

Группа С. Ток разряда при -18 с по стандарту ЕN

Структура группы С:

Значение в этой группе, умноженное на 10 дает величину тока разряда в Амперах. Ток разряда в новой системе EN измеряется по новой методике, отличной от методике стандарта DIN( ГОСТ). Для пересчета разрядного тока ЕN в ДИН необходимо разделить величину тока ЕN на коэффициент 1,7

Группа С

Ток EN

033

330 А

042

420 А

054

540 А

105

1050 А

Таким образом номер

555 065 042

обозначает, что аккумуляторная батарея имеет номинальное напряжение 12 В, емкость 55 Ач (группа А), и ток разряда ЕN 420 А ( группа С), уникальный номер группы B информирует, что аккумулятор имеет «российскую» полярность, тип крепления B3 ( уточняется в каталоге).


Правильная зарядка автомобильного аккумулятора:

Рассмотрим заряд аккумуляторной батареи снятой с машины. Положительный провод (клемму) зарядного устройства соединяем с положительным выводом батареи,отрицательный – с отрицательным.

Существует много методов заряда АКБ, все они основаны на заряде при постоянстве тока, при постоянстве напряжения или комбинированный.

Заряд при постоянстве тока

Заряд производится при постоянном токе, равном 1/10 ёмкости батареи. То есть, если мы заряжаем батарею с ёмкостью 60 А*ч, ток заряда должен быть равен 6 А. Для поддержания этого значения в течение всего процесса заряда необходимо использовать специальные зарядные устройства с ручным управлением величиной зарядного тока или с функцией стабилизации тока в автоматическом режиме.

Ручное управление током может быть с плавной или ступенчатой (в зависимости от зарядного устройства) регулировкой его значения. В случае ступенчатой регулировки, возможно, не удастся точно выставить величину тока равного 1/10 ёмкости батареи. В этом случае необходимо установить начальный ток заряда больше номинальной ёмкости батареи (6-8 А для батареи с ёмкостью 60 А*ч).

В процессе заряда сила тока постепенно уменьшается. Следовательно, необходимо контролировать и регулировать зарядный ток, удерживая его на заданном значении. Это связано с тем, что аккумуляторная батарея имеет внутренне сопротивление и по мере увеличения заряженности АКБ сопротивление увеличивается.

При постоянном значении тока, происходит постепенно увеличение зарядного напряжения. Когда напряжение достигнет 15-15,5 В — начнётся активное газовыделение (кипение АКБ). Следовательно необходимо уменьшить ток в 2 раза от начального(3 А для батареи ёмкость 60 А*ч) и продолжить заряд. (см. рисунок 1)


рисунок 1

Для необслуживаемых батарей (не имеющих пробок для доливки воды), целесообразно, при достижении напряжения 15-15,5 В, уменьшать величину тока в 4-е раза (1,5 А для батареи ёмкостью 60 А*ч).

Проверить уровень заряженности АКБ можно по плотности электролита в банках или с помощью нагрузочной вилки. Предварительно обесточив прибор и отсоединив его от аккумуляторной батареи. Батарея считается заряженной при силе тока меньше 1 А, и напряжении на клеймах аккумуляторной батареи 14,4 – 14,8 В.

Недостаток данного метода. Необходимость постоянного контроля и регулирования заданного тока, а также газовыделение (кипение АКБ) в процессе заряда.

Заряд при постоянстве напряжения

При этом методе заряда напряжение подбирается в зависимости от разряженности и износа АКБ. Необходимое значение напряжения определятся разработчиками аккумуляторных батарей и на их требования ориентированы современные зарядные устройства. Рекомендуется устанавливать напряжение 14,4 — 14,6 В, что ниже напряжения интенсивного газовыделения.

По мере заряда напряжение на выводах батареи постепенно приближается к напряжению зарядного устройства, а величина зарядного тока снижается. При токе менее 1 А необходимо повысить напряжение до 15 — 15,5 В для более глубокого заряда аккумуляторной батареи.

Недостаток данного метода. Необходимость очень точного подбора напряжения заряда. При низком напряжении – батарея недозарядится, при высоком – будет активное газовыделение (кипение АКБ) и перезаряд.

Заряд батареи на автомобиле

При эксплуатации батареи на автомобиле её заряд происходит при постоянном напряжении. Производители автомобилей по согласованию с разработчиками батарей устанавливают уровень зарядного напряжения 14,6 В, что ниже напряжения интенсивного газовыделения. Превышение данного порога может привести к выходу из строя электроники автомобиля. С понижением температуры эффективность заряда при постоянном напряжении уменьшается из-за роста внутреннего сопротивления батареи. Поэтому АКБ на автомобиле не всегда восстанавливают свою ёмкость после разряда. Обычно степень заряженности батареи зимой составляет 70-75%. если напряжение на клеммах батареи равно 14,6 В при работающем двигатели. Поэтому в условиях зимы (при низких температурах, частых и длительных пусках двигателя, коротких пробегах) необходимо периодически (желательно не реже одного раза в месяц) производить заряд АКБ от стационарного зарядного устройства.

Комбинированный метод

Данный метод представляет собой сочетание способов заряда при постоянном токе и постоянном напряжение. Он воплощён в зарядных устройствах с режимом «Автомат». Требуется только установить начальный ток (равный 1/10 ёмкости АКБ). Прибор будет автоматически поддерживать его на заданном значении. При достижении напряжения 14,4 В зарядное устройство переходит в режим стабилизации этого напряжения. При этом ток начинает уменьшаться. (см. рисунок 2)


рисунок 2

Этот режим можно использовать для хранения аккумуляторов с компенсацией тока саморазряда.

Однако следует отметить, что для максимально быстрого и полного заряда АКБ – оптимально иметь зарядное устройство, как с ручным, так и с автоматическим режимом управления. По завершению заряда в автоматическом режиме, рекомендуется в ручном режиме произвести дозаряд с напряжением 15 – 15,5 В.

Чем это выгодно?

· Нам не нужно постоянно контролировать и регулировать величину зарядного тока.

· Аккумуляторная батарея будет заряжена полностью (на 100%).

В данной статье изложены общепринятые (классические) методы заряда аккумуляторной батареи. Однако перед тем как начинать зарядку рекомендуется внимательно ознакомиться с инструкцией по эксплуатации (как производитель рекомендует заряжать АКБ). Так же очень полезно будет прочитать паспорт зарядного устройства. Обладание этими необходимыми знаниями позволит Вам максимально быстро и успешно зарядить аккумулятор. Не следует забывать и про технику безопасности. Дело в том, что в процессе заряда в батареи начинается электролитическое разложение воды, содержащейся в электролите (кипение АКБ). При этом выделяются газы: водород и кислород. Соотношение кислорода и водорода таково, что представляет собой взрывоопасную смесь. Поэтому нельзя допускать искрообразование вблизи аккумуляторной батареи.

Может вас заинтересует это на сайте BARONUS.RU:

Скорость - это...
Пользуйся МКПП правильно!
Наличие доверенности на авто могут отменить...
Мудрость для пешеходов
GOOGLE.RU